Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся

Дата: 4 ноября 2023 в 10:27
Автор: Кечко И. А.

Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся

Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Новая парадигма образования базируется на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления и состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность, ее культура, профессионализм, а знания и умения, которыми она обладает, превращаются из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования.
         Учителя школы должны не только донести знания до учеников, но и научить их использовать полученные знания в самостоятельной жизни за пределами школы, а также во время обучения удовлетворять свои потребности в саморазвитии и самореализации. Именно от грамотности и образованности учителей зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.
       Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием внешних границ, информатизацией, компьютеризацией, появлением высоких технологий и вследствие этого повышением уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности. Чтобы соответствовать вызовам глобального мира XXI века, человек как работник, как гражданин, как личность должен быть компетентным и функционально грамотным, он должен достаточно полно ориентироваться в новом, гибко перестраивать старые способы деятельности, творчески использовать свои силы и способности.
         Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
         Что такое «функциональная грамотность»?
        Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
        Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
        Существуют основные формы функциональной грамотности:

  • компьютерная грамотность
  • информационная грамотность
  • коммуникативная грамотность
  • общественно-политическая грамотность
  • бытовая грамотность
  • общая грамотность
  •  грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях
  • грамотность при овладении иностранными языками

        Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Наша задача, задача учителей заключается в следующем:
• Руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования,
• Способствовать развитию творческих способностей,
• Максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира,
• Способствовать формированию познавательного интереса к предмету.

       Все это учитель сможет сделать при условии, если он сам является творческой личностью, постоянно находится в поиске, занимается самообразованием.

       Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.

       Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

        Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

       Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

       Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

      Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

      Функциональная грамотность помогает обучающимся использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности обучающихся и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

       Несомненно, требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания. На каждом этапе урока и неурочной деятельности необходимо задания подбирать с уклоном на определенную «грамотность» так, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно решить поставленную задачу и найти её применение в жизни, в социуме. Рефлексия должна показывать практическое применение полученных знаний и умений на практике: где? как? и зачем?

       В целом целенаправленная, системная и последовательная реализация предлагаемых мер по формированию функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях позволит выполнить требования стандарта в полном объёме, решить поставленные задачи достижения новых образовательных результатов, позволяющих показать конкурентоспособность нашего Российского образования на в контексте общемировых тенденций и требований к содержанию образования XXI века и развитию функциональной грамотности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.