ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ О ПОВЕДЕНИИ С РЕБЕНКОМ, ОБРАТИВШИМСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В СЛУЧАЕ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД НИМ
- Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
- Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- После окончания разговора сделайте подробную запись.
Памятка для родителей по профилактике насилия в семье
Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Стратегии предупреждения насилия
- Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
- Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
- Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
- Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
- Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
- Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
- Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Чем заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.
Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.
В таких ситуациях Вы всегда можете воспользоваться помощью специалистов:
Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию –
телефон доверия для детей - 8 (801) 100 16 11
Круглосуточно, звонки на линию бесплатны с любого номера
Учреждение образования «Речицкий государственный социально-педагогический центр»:
г.Речица, ул.Чкалова, 48, понедельник-пятница с 8.00 до 17.30 по тел. 5-50-49, 2-30-08,
и с 18.00 до 20.00 по тел. 9-19-22 (телефон доверия)
Сектор охраны детства отдела образования, спорта и туризма Речицкого районного исполнительного комитета: г.Речица, ул.Ленина, 22, понедельник-пятница с 8.30 до 17.30
тел. 4.05-65, 9-45-09
УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Насилие в семье существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе.
Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.)
За совершение насилия в семье предусмотрена ОТВЕСТВЕННОСТЬ, в том числе и уголовная.
Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей. Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.
Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните, каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно
.
В РЕШЕНИИ проблем НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Вам ПОМОГУТ:
Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.
О фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей можно сообщить УО «Речицкий государственный социально-педагогический центр» ул. Чкалова 48, тел.: 5-50-49;
2-30-08
Профилактика насилия в семье
СЕМЬЯ – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю существования, но не всем удается ее сохранить.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ - умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике насилия в семье
· Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
· Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
· Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
· Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
· Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
· Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
· Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
· Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
· Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
· Искренне любите детей.
Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФАКТОВ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
Субъект профилактики |
Порядок действий при обнаружении признаков насилия в отношении несовершеннолетнего (при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка) |
Порядок действий в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью ребенка вследствие насилия |
|
Учреждения образования |
2. В случае возникновения подозрений о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего или при получении обращений близких родственников, соседей, других граждан педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в устной и письменной форме информирует специалиста СППС (или) руководителя учреждения образования. 3. Специалист СППС при получении информации о возможном насилии в отношении несовершеннолетнего, а также при обнаружении признаков насилия инициирует проведение социального расследования. 4. Руководитель учреждения образования сообщает о наличии данных фактов в отдел образования, спорта и туризма, издает приказ «О проведении социального расследования». В ходе расследования проводится объективная проверка достоверности поступившей информации. 5. В случае подтверждения фактов насилия в отношении несовершеннолетнего учреждение образования информирует отдел образования, спорта и туризма в письменном виде. |
1. Учреждение образования совместно с учреждением здравоохранения организует осмотр ребенка медицинским работником. При необходимости принимаются меры по оказанию медицинской помощи (в случае госпитализации организовать сопровождение ребенка педагогом). 2. Администрация учреждения образования информирует о произошедшем отдел образования, спорта и туризма, комиссию по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, прокуратуру (незамедлительно по телефону, а в течение дня направляет письменную информацию). В случае возникновения острой ситуации психологического насилия по отношению к ребенку необходимо сопроводить несовершеннолетнего к педагогу-психологу в учреждении образования либо в СПЦ. |
|
2. В течение 3-х дней комиссионно организует изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего с обязательным составлением акта обследования. 3. В случае подтверждения информации о насилии в отношении несовершеннолетнего отдел образования, спорта и туризма информирует органы внутренних дел, прокуратуру, управление образования, комиссию по делам несовершеннолетних, райисполком. 4. Организует проведение реабилитационной и профилактической работы с ребенком. |
|||
Отдел образования, спорта и туризма |
|||
Организации здравоохранения |
|
1. Проводят медицинский осмотр в случае обращения с целью оценки состояния здоровья ребенка, при необходимости – оказывают медицинскую помощь, назначают адекватное лечение. 2. Информируют отдел образования, спорта и туризма, органы внутренних дел, прокуратуру о несовершеннолетнем, подвергшемся насилию. |
|
Органы внутренних дел |
|
||
Органы по труду, занятости и социальной защите |
|
Источниками информации о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего могут быть члены семьи ребенка, специалисты различных учреждений и организаций, сверстники, друзья, соседи, иные заинтересованные граждане, а также сам ребенок. Информация может быть получена в ходе проведения медицинского осмотра, психологической диагностики, наблюдений за ребенком, семьей.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Характерные признаки |
Виды насилия |
||
физическое |
сексуальное |
эмоционально-психологическое |
|
у детей – жертв насилия |
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ - Необъяснимо возникшие кровоподтеки; - шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; - следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли); - след от укуса на коже; - выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; - наличие на голове участков кожи без волос, кровоподтеки на голове; - необъяснимые следы от ожогов; - необъяснимые повреждения и переломы костей, вывихи, раны, синяки (на щеках, глазах, ушах, губах, животе, ягодицах, плечах, бедрах, синяки в виде отпечатков пальцев); - повреждения внутренних органов травматического характера (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); - необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств; - на теле ребенка имеются следы разной давности (раны, кровоподтеки, ссадины и т. д.); - рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга; - ребенок часто выглядит уставшим или больным. На неслучайный характер травм может указывать: - множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов); - несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые; - появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ: - страх при приближении родителя к ребенку («группирование» при попытке взрослого дотронуться или погладить по голове); - пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность, негативизм; - общее избегание физического контакта; - застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка); - необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); - страх перед уходом из школы/детского сада домой; - учащение случаев причинения себе вреда — саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, курение), суицидальные попытки; - побеги из дома; - ношение одежды, неподходящей к погодным условиям (например, шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле); - отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле; - отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (плохие отметки, прогулы, плохое поведение) в школе; - жестокость по отношению к животным. |
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОРАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости, инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия). АНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ: повреждения в прямой кишке, покраснение, расширение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры. ВАГИНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ: нарушение целостности девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), вагинальные кровотечения, сопутствующие инфекции. - Синяки и/или укусы на внутренней поверхности бедер, груди, ягодицах, нижней части живота; - кроподтеки с поцелуев; - инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале; - следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях; - порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; - резкие изменения веса (потеря или прибавление). ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ А) Изменения в выражении сексуальности ребенка: - чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания; - не соответствующие возрасту сексуальные знания; - соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым; - сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста); - необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), трение о тело взрослого, беспорядочные половые связи; - рассказывает истории сексуального содержания, рисует сексуальные сюжеты или фантазирует на тему сексуального насилия. Б) Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка: - замкнутость, стремление к уединению, уход в себя; - постоянная депрессивность, грустное настроение; - частая задумчивость, отстраненность; - истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля; - чрезмерная податливость, навязчивая зависимость; - ухудшение взаимоотношений со сверстниками; - отчуждение от братьев и сестер; - терроризирование младших детей и сверстников; - жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей). В) Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки: - неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; - резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше); -прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения; - неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту; - изменение ролевого поведения (принятие на себя родительской роли в семье); -отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома(характерно для подростков). Г) Изменения самосознания ребенка: -снижение самооценки; - отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; -мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки; - саморазрушающее поведение, причинение травм самому себе. Д) Появление невротических и психосоматических симптомов: -боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком; - сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек; -боязнь раздеваться; - стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости; - навязчивые страхи; -головная боль, боли в области желудка и сердца. |
- эмоциональная невосприимчивость, равнодушие; - длительно сохраняющееся подавленное состояние, депрессивность; - сосание пальцев, монотонное раскачивание, нервный тик; - замкнутость в себе; - склонность к уединению, неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; - не проявляет интереса к играм; - низкая самооценка; - беспокойство или тревожность; - задумчивость или, наоборот, агрессивность; - избыточная потребность во внимании; - чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; - угрозы или попытки самоубийства; - ночные приступы страха, нарушение сна, аппетита; - ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); - психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т. д.; - различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология); - замедление физического и общего развития ребенка. |
у взрослых, осуществляющих насилие в отношении детей |
- относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительностью; - невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком; - применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом и т. д.); - угрозы ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь...»); - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в происшедшее или отказ дать объяснения; - описание родителем происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка; -перекладывание ответственности за травму на самого ребенка; - неадекватная реакция на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению; - позднее обращение (необращение) за медицинской помощью, которая необходима ребенку или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц; - отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; - обвинение ребенка во всех семейных проблемах; - признаки патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность); - рассказы о том, как их наказывали в детстве и оправдание этих наказаний; - социальная изоляция семьи. |
- совместный просмотр порнографических видеофильмов, чтение эротической литературы, рассказывание сальных анекдотов; - использование нецензурной лексики в присутствии ребенка; - пребывание ребенка в одной постели с родителями; - демонстрация половых органов в виде ношения облегающей одежды, подчеркивающей половые органы, либо прозрачной одежды; - откровенные разговоры родителей с детьми о собственной сексуальной жизни и сексуальной жизни детей; - запугивание детей беременностью; - строгий контроль над всеми областями жизни ребенка; - проверка одежды, нижнего белья на предмет наличия сексуальной близости; - слишком суровое наказание за незначительные провинности; - запрет на наличие у ребенка секретов и тайн; - подслушивание разговоров ребенка с друзьями, тайное прочтение его дневников, проверка его электронной почты; -оскорбительные замечания сексуального характера. |
- изоляция, отчуждение ребенка от нормального социального общения; - угрюмость, отказ от обсуждения проблемы; - оскорбление ребенка; - формирование стабильного чувства страха; - поддержание постоянного напряжения; - угрозы; - брань; - издевки; - запугивание наказанием; - привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку; - предъявление к ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться; - суровое наказание ребенка; - чрезвычайная критичность по отношению к ребенку; - обвинение или публичное унижение ребенка; - злость и устрашающее поведение; - негативная характеристика ребенка; - перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослых; - открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку. |
Возрастные особенности психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить насилие в отношении несовершеннолетнего:
Возраст 0–6мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы.
Возраст 6мес.–1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль.
Возраст 1,5–3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.
Возраст 3–6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста), болезненное отношение к критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т.п.
Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, жалобы на боли в животе и т.п.
Примечание: о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего необходимо судить не по одному из вышеперечисленных признаков, а по их совокупности.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
- Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
- Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
- Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
- Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
- Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
- Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
- В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
- НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
- ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву. - НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
- Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
- Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это в тайне.
ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия существуют категории:
- жестокое обращение с детьми;
- насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
- насилие в отношении престарелых;
- возможно что-то еще.
В обществе существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия. Сравним их с имеющимися фактами.
Миф 1: Причина домашнего насилия - это временная потеря человеком контроля над собой, часто в результате злоупотребления алкоголем.
Факт 1: Употребление алкоголя действительно снижает способность контролировать поведение. В то же время среди обидчиков много людей, не употребляющих алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Алкоголизм или принятие алкогольных напитков не может служить оправданием насилия.
Миф 2: Домашнее насилие возможно только в семьях низкого социального статуса.
Факт 2: Домашнее насилие не имеет социальных границ. Насилие происходит во всех социальных группах. Обидчиками могут быть и ученые, и бизнесмены, как люди с высшим образованием, так и с более низким уровнем образованности, как с высоким материальным благополучием, так и находящиеся на грани нищеты.
Миф 3: Если бы жертва хотела, она могла бы уйти от обидчика.
Факт 3: Есть много причин, мешающих жертвам уйти от обидчика: стыдно рассказать посторонним о случившемся, страшно, что обидчик еще больше рассвирепеет и станет бить еще чаще, жилищные проблемы, экономическая зависимость, недостаток поддержки от друзей, отсутствие финансовой помощи, эмоциональная привязанность к обидчику. Чаще всего действует совокупность причин. Самый опасный период для жертвы наступает после того, как она принимает решение оставить своего обидчика. В этой ситуации тот может стать более агрессивным в связи с возможностью потерять свою "собственность".
Миф 4: Детям нужен их родитель, даже если он агрессивен, или "Я остаюсь только из-за детей".
Факт 4: Без сомнения, дети нуждаются в матери и в отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, отличаются от своих сверстников повышенной тревожностью, утомляемостью, психосоматическими расстройствами, нарушениями в психологической сфере.
Миф 5: Пощечина никогда не ранит серьезно.
Факт 5: Насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики, переходя к унижениям, изоляции, потом пощечина, удар, регулярные избиения, а иногда смертельный исход.
Все психологи утверждают: у домашнего насилия циклический характер! Если вы не разорвете порочную цепь событий, ничего не изменится! Уповать на чудо — значит обрекать себя на изматывающий бег по кругу.
Еще в 70-е годы прошлого столетия американская исследовательница Ленор Уолкер сформулировала теорию, описывающую характер домашнего насилия. Согласно этой концепции, домашнее насилие — повторяющийся с увеличением частоты цикл действий, включающий в себя 4 стадии:
1. Нарастание напряжения в семье. В отношениях зреет недовольство, нарушается общение между членами семьи. На этой стадии жертва старается утихомирить агрессора.
2. Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости эмоционального или физического характера. Она сопровождается яростными спорами, обвинениями, угрозами, оскорблениями, запугиванием.
3. Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, переваливает вину на жертву, иногда отрицает произошедшее или убеждает жертву в преувеличении событий («раздула из мухи слона»).
4. Спокойный период в отношениях («медовый месяц»). Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Фаза называется «медовый месяц» потому, что качество отношений между партнерами на этой стадии возвращается к первоначальному: цветы, свидания, просьбы подлеца простить его. После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется.
Так почему же люди, ставшие жертвой насилия, не уходят, продолжая терпеть издевательства?
1. В факте насилия не принято признаваться. Большинство жертв относят домашнее насилие к разряду внутрисемейных проблем, которые нужно решать самим, без привлечения общественности и правоохранительных органов.
2. Жертвы насилия боятся перемен. Перестать унижаться и терпеть, просто встать и уйти… Но куда? Вопрос этот касается не столько жилплощади, сколько той новой жизни, порог которой предстоит переступить. Многие, страдающие от домашнего насилия, не решаются уйти от агрессора, чувствуя неуверенность в себе и страшась этой свободы.
3. Жертвы бывают настолько запуганы и подавлены, что боятся предпринимать какие-либо действия. Самыми парадоксальными являются случаи, когда жертва начинает любить своего мучителя. Психологи называют этот феномен Стокгольмским синдромом. На подобную травматическую привязанность впервые обратили внимание после случая с захватом заложников, произошедшего в Стокгольмском банке. Власти были поражены, когда заложники отказались сотрудничать с ними и воспринимали полицейских как злодеев.
А на суде заложники еще и выгораживали преступников. Стокгольмский синдром в домашних условиях проявляется на крайней стадии насилия, когда оно не только становится регулярным, но тиран ограничивает круг общения жертвы, начинает контролировать ее жизнь, вводить систему запретов, поощрений. К этому моменту жертва полностью обезличивается. Будучи запуганной, она пытается сохранить свою жизнь и здоровье, поэтому фокусируется на личности тирана, на его потребностях и желаниях, забывая о своих. Без поддержки такие люди редко реабилитируются.
Портрет жертвы
• низкая самооценка,
• повышенная тревожность и внушаемость,
• гипертрофированное чувство вины,
• подавленное чувство гнева,
• уверенность в том, что никто не может реально помочь,
• вера в миф о норме насильственных отношений в семье.
Портрет агрессора
• он подвергался насилию в детстве,
• обладает низкой самооценкой,
• обвиняет других в действиях, которые совершает сам,
• не осознает, что его агрессивные действия имеют для жертвы серьезные последствия,
• хорошо понимает, по отношению к кому «можно» проявлять агрессию.
Если супруг унижает вас или угрожает насилием, не ждите, что ваши отношения изменятся — уходите после первого же инцидента, пока ситуация не зашла слишком далеко. В 95% случаев, если физическое насилие уже имело место, то одним разом дело не ограничится. Если вы все-таки стали жертвой агрессора, необходимо помочь себе самостоятельно:
1. Зафиксируйте побои у медэксперта;
2. Подайте заявление о побоях и регулярном насилии участковому инспектору;
3. Если вы не знаете, что делать, вы подавлены и сломлены, идите в кризисный центр — там вам предоставят помощь психолога и бесплатного юриста-консультанта;
4. Если вас преследуют, обратитесь в центры-убежища;
5. Главное, чтобы подтвердить вину вашего супруга, найдите свидетелей. Без них случаи насилия доказать трудно.
И самое главное - не замыкайтесь в себе!!! В том, что Вы стали жертвой насилия, нет Вашей вины. Но нужно сделать так, чтобы это больше не повторялось.
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 9г. Речицы»
Мифы и факты
о насилии
в семье
Родительский университет»