Консультация для родителей 20.04.2024
Тема :« Отношение в семье как основа взаимопонимания »
Цель: сформировать у родителей культуру понимания проблемы и пути её преодоления
Задачи: Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания; дать рекомендации; развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях.
Ход консультации
Вступительное слово
– Здравствуйте уважаемые папы, мамы! Сегодня мы с вами собрались за круглым столом поговорить о чём-то очень важном. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, с коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Сегодня мы попытаемся вместе найти причину и решение этой проблемы. Сейчас я хочу вам прочитать Китайскую притчу, а вы внимательно послушайте.
Работа с китайской притчей «Ладная семья»
Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это всё?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: - «И мира тоже.»
Обсуждение с родителями притчи
– Что вы можете сказать об этой притче? (Родители высказывают своё мнение).
– Какие взаимоотношения должны быть в семье?
– Что для этого нужно сделать? Какие условия создать?
Родительский практикум-игра «Корзина чувств»
– Уважаемые родители у меня в руке «Корзина чувств», давайте напишем и назовём те чувства, которые нас беспокоят при обсуждении данной темы. Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учёбе. Взаимная информированность родителей и детей даёт возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.
Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребёнок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребёнок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.
Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.
Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.
Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создаёт у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят своё отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.
Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.
Анкетирование
– Сейчас я хочу с вами провести анкетирование, которое поможет вам понять какие у вас взаимоотношения в семье.
Анкета
- Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
- Интересуются ли дети вашей работой?
- Знаете ли Вы друзей своих детей?
- Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах?
- Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
- Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними.
- Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах?
- Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
- Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
- Есть ли у вас общие занятия, увлечения?
- Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
- Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?
Слайд 7 Обработка результатов:
За каждый положительный ответ ставится 2 балла;
За ответ «иногда» - 1 балл;
За отрицательный ответ – 0 баллов.
20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.
10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.
9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.
|
Давайте теперь ответим на вопросы:
· Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
· Когда в последний раз гладили его по голове?
· Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
· Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
Практическая работа с родителями
– А сейчас я хочу вместе с вами сделать памятку, которая будет помогать наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, взаимопонимание в семье.
Родительский тренинг
Вопросы:
- Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с взаимоотношениями в семье.
- Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.
Вывод:
При общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чём ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные выражения, как можно чаще.
Упражнение «В лучах родительского солнца» .
Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить упражнение, которое называется “В лучах родительского солнца”.
Для начала каждый из вас должен нарисовать круг. Напишите, пожалуйста, в центре на нём свое имя. Круг – это символ солнышка, от него нарисуйте лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?”;
на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”,
на третьем - “Я добрая” и т. п.
На работу отводится 4 минуты! (Родители работают индивидуально, затем предлагается обсудить свои достоинства в группе. После сравнения родители составляют «общее солнышко».
На доске нарисовано солнышко. От каждой группы родители выписывает по 3-5 качеств, они не должны повторяться. И так, пока на доске не будут выписаны все проявления любви к своему ребенку).
Рисунок 2 Схема к упражнению «В лучах родительского солнца»
Когда «солнышко» готово, ведущий подводит итог:
-Посмотрите, какое получилось лучистое родительское солнышко. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
В результате, уважаемые родители, мы с Вами вывели формулу любви к ребёнку!
-Формула любви к ребёнку
Рекомендации родителям:
1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
– Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем. На этом наше родительское собрание подошло к концу. Я думаю, что вы для себя получили много полезного.
Консультация для родителей
Психологические особенности младших школьников
Рассматриваемый возраст охватывает период от 6 – 7 до 10 – 11 лет. На границе дошкольного и младшего школьного возраста наступает очередной возрастной кризис. Причина его в том, что ребёнок перерос систему отношений, в которую был включён, и открывает для себя значение новой социальной позиции школьника, связанной с освоением учебной деятельности. Таким образом всё, что имеет отношение к учебной деятельности, новой внутренней позиции оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Младший школьник с увлечением продолжает играть, но игра перестаёт быть основным содержанием его жизни, занимая место после учебной деятельности как ведущей, продолжая оказывать влияние на развитие. Становление учебных мотивов оказывает влияние на развитие игровой деятельности. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат, развивается мотивация достижения. Игры приобретают более совершенные формы, превращаясь в развивающие. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания. Важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр и имел время для занятий ими.
В привычном взаимодействии в системе «Ребёнок – Взрослый» появляется новый компонент – микросистема «Ребёнок – Учитель». Взаимодействие в микросистеме «Ребёнок – Учитель» становится центром жизни младшего школьника, определяет его отношения с родителями и со сверстниками, он следует указаниям учителя, относится к одноклассникам в соответствии с эталоном, заданным учителем. К наступлению кризиса 6 – 7 лет ребёнок уже эмансипирован от матери и физически, и физиологически, и психологически. В новой социальной ситуации развития он фактически теряет психологическую независимость, но уже не из-за родителей или сверстников, а из-за учителя. Таким образом новая социальная ситуация развития усложняет условия жизни ребёнка и выступает стрессогенной: повышает психическое напряжение, что отражается на поведении и здоровье. Поэтому введение серьёзных обязанностей по дому, связанных с учением и трудом, должно проходить постепенно.
Одной из серьёзных задач начального этапа обучения становится адаптация ребёнка к обучению в гимназии. Умственная работа требует от детей сдерживания проявления эмоций и регуляции естественной двигательной активности. Во время урока первоклассник длительное время вынужден сидеть, не разговаривать, не ходить по классу, а во время перемен не бегать по гимназии. В то же время от него требуется проявление сложной и тонкой двигательной координации, например, при обучении письму. Для того чтобы актуализировать потенциальные способности ребёнка, необходимо научить его учиться, т. е. учить самого себя, осваивать новые способы получения знаний, приобретения навыков и умений.
Под влиянием обучения происходит развитие познавательных процессов младшего школьника, общими характеристиками которых должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Воспитание произвольности состоит в том, чтобы систематически учить детей ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения, т. е. учить их самостоятельности. С целью развития произвольности не стоит комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего возникает утомление и теряется интерес к занятию.
В младшем школьном возрасте начинает увеличиваться объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются переключение и распределение. Воображение теряет свою ведущую роль, фантазии начинают уступать место познанию. Доминирующим в этом возрасте становится развитие мышления: завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно[1]образного к вербально-логическому мышлению. В младшем школьном возрасте усложняется эмоциональная сфера: ребёнок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребёнок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста ещё сохраняется открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что очень хочется. Психологические исследования показывают, что примерно до 10 лет у ребёнка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Следовательно, необходимо, чтобы в его жизни преобладали эмоции интереса и радости, стимулирующие познавательную активность. В этом случае мотив познания как приносящий удовольствие процесс станет определяющим на все годы обучения и жизни человека.
Оказывайте доверие вашему ребёнку. Когда он получил хорошую отметку, попросите его рассказать, как ему удалось добиться подобного результата, - пусть он не думает, что эта оценка - дело случая или просто везение. Не потому ли он заработал её, что больше и лучше занимался? Данные вопросы призваны помочь ему осознать, какие способы принятия решения были им задействованы для получения высокого балла с тем, чтобы в следующий раз прибегнуть к определённой стратегии.
Если же он потерпел неудачу, то не выясняйте её причин, иначе ваш разговор может свестись к упрёкам: «ты мало занимался; ты не уделял внимания; ты не учил...». Лучше попытайтесь вместе с ним понять, что пошло не так, ускользнуло от внимания. Сопоставьте стратегии принятия решений, применённых им, и посмотрите, не использовал ли он их повторно. Подытожьте, что у него получается, а что нет. Затем предложите ему пути решения возникших затруднений.
Обращайте внимание на малейший его успех. Восемь ошибок в упражнении, конечно же, много, но ведь их не десять, как было обычно. Это обстоятельство следует подчеркнуть - иначе зачем ему стараться дальше?
Выполнение домашнего задания вечером превратилось в тяжкую повинность? Попробуйте ввести в этот процесс новшества! Например, поменяйтесь ролями: напишите под его диктовку диктант (с теми ошибками, которые, как вам известно, он допускает чаще всего), и пусть он проверит его. Когда дело дойдет до счёта, сыграйте, например, в «Монополию», и пусть он сам потом разбирается с банком, не раздражая вас хныканьем, что у него не так быстро выходит ответ. Так он убедится: всё то, чему его учат в гимназии, не одно занудство, а может пригодиться, и проведёт вместе с родителями счастливые мгновения.